«Акаги»
Первоначально «Акаги» проектировался как линейный крейсер водоизмещением 42000 тонн. Но в 1922 году, когда он еще находился на стапелях, было подписано Вашингтонское морское соглашение, по которому Япония обязалась сократить свою кораблестроительную программу. Поэтому проект был изменен, и корабль перестроили в авианосец, способный нести до 60 самолетов.
Он имел три полетные палубы; надстройки-«острова» не было, одна из дымовых труб по правому борту стояла вертикально, другая была выведена за борт. При модернизации (1935—1938) две нижние палубы были сняты, а верхнюю продлили до ахтерштевня. С левого борта установили небольшую надстройку. «Акаги» возглавлял рейд японского флота на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, а через семь месяцев был потоплен американскими пикирующими бомбардировщиками в битве у атолла Мидуэй.
- Страна: Япония
- Экипаж: 2000
- Водоизмещение: 26900 т
- Размерения: 249x31x8,1
- Запасхода: 15190 км (8200 миль) при 16 узлах
- Бронирование: 152 мм пояс 32—51 мм палуба
- Вооружение: 10 200-мм (4 в башнях и 6 в казематах) орудий, 12 120-мм орудий, 60 самолетов
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 132 л.с
- Скорость: 32,5 узла
«Фудзи»
Вначале 1890-х годов Япония, готовясь к войне с Китаем, разместила в Англии заказ на два современных броненосца, «Фудзи» и «Ясима», на основе проекта «Ройял Соверен». В качестве артиллерии главного калибра на этих кораблях должны были стоять более легкие, но столь же эффективные 305-мм пушки — вместо 343-мм орудий британских кораблей. Главный калибр броненосцев размещался в башнях на носу и на корме, а 152-мм орудия среднего калибра располагались в казематах на главной палубе. Эти корабли стали первыми современными броненосцами японского флота. В японо-китайской войне 1894-95 годов они участия не принимали, но в русско-японской войне 1904-05 годов уже были задействованы. «Фудзи» участвовал в бою в Желтом море в августе 1904 г. и в сражении в Цусимском проливе в мае 1905 года, в котором потопил русский броненосец «Бородино»; «Ясима» же подорвался на русской мине в мае 1904 года. В 1923 году «Фудзи» был исключен из списков флота
- Страна: Япония
- Экипаж: 741
- Водоизмещение: 12533 т
- Размерения: 122,6×22,3×8,1
- Запас хода: 7400 км (4000 миль) прц 10 узлах
- Бронирование: 457—356 мм (18—14″) главный пояс, 102 мм (4″) верхний пояс, 356—229 мм (14—9″) барбеты, 63 мм палуба
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) и десять 152-мм (6″) орудий
- Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 14000 л.с.
- Скорость: 18 узлов
«Фусо»
В 1875 году Япония заказала в Англии три бронированных корабля. Два из них были броненосными крейсерами, а последний — казематным броненосцем, получившим название «Фусо» (этот корабль был первенцем японского броненосного флота). Все три корабля спроектировал Эдвард Рид, один из ведущих кораблестроителей того времени. Перестроенный в 1894 году, почти перед самой войной с Китаем, «Фусо» получил восемь 152-мм (6”) орудий и две безрангоутных мачты. Он участвовал в битве при Ялу, где был поврежден. В 1897 году броненосец во время шторма столкнулся с крейсером «Мацусима» и сел на мель. В следующем году его сняли с мели и отремонтировали. В 1903 году «Фусо» переквалифицировали в броненосец береговой обороны, а в 1910 г. разрезали на металл.
- Страна: Япония
- Экипаж: 250
- Водоизмещение: 3720 т
- Размерения: 672×14,6×5,6
- Запас хода: 8100 км (4500 миль)
- Бронирование: 102—229 мм (4—9″) пояс по ватерлинии, 203—178 мм каземат
- Вооружение: четыре 240-мм и два 170-мм казнозарядных орудия
- Силовая установка: двухвальная горизонтальная компаунд-машина мощностью 3900 л.с.
- Скорость: 13 узлов
«Фусо» II
Закладкой этого корабля в марте 1912 года Япония заявила о своих претензиях на роль ведущей морской державы на Тихом океане. До этого все японские эскадренные броненосцы строились на британских верфях. Хотя «Фусо» и однотипный с ним «Ямаширо» были бронированы слабее, чем современные им американские корабли, они несли более мощное вооружение и имели большую скорость. У «Фусо» было две трубы, первая стояла между надстройкой и третьей башней. При модернизации корабля в ЗО-х годах место этой трубы занял мостик. Была также усилена подводная защита и установлены новые машины. Во время Второй Мировой войны корабль участвовал в бою у Алеутских островов и в сражении в заливе Лейте. В последнем из этих сражений в октябре 1944 года он был потоплен огнем американских линкоров.
- Страна: Япония
- Экипаж: 1396
- Водоизмещение: 34700 т
- Размерения: 212,8x33x9,7
- Запас хода: 11000 миль на 14 узлах
- Бронирование: 305—102 мм (12—4″) пояс, 305 мм (12″) башни и барбеты,
- 51 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 356-мм (14″) и четырнадцать 152-мм (6″) орудий,
- восемь 127-мм универсальных орудий
- Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 76000 л.с.
- Скорость: 23 узла
«Ибуки»
Корабль «Ибуки» стал первым кораблем японского флота, оснащенным паровой турбиной. Закладка корабля состоялась в мае 1907 года, но из-за множества других заказов спуск на воду затянулся. Задержка позволила внести изменения в проект, в том числе установить турбину мощностью 24000 л.с. Запас топлива составлял 2000 тонн угля и 220 тонн нефти. В начале Первой Мировой войны «Ибуки» осуществлял конвоирование транспортов с австралийскими войсками, направлявшихся к Дарданеллам. Он также участвовал в охоте на немецкий крейсер «Эмден», занимавшийся рейдерством в Индийском океане. «Эмден» был настигнут и потоплен австралийским крейсером «Сидней», однако перед этим он успел захватить 21 торговое судно, потопить небольшой русский крейсер и французский эсминец, а также уничтожить телеграфную станцию. «Ибуки» был сдан на слом в 1924 году.
- Страна: Япония
- Экипаж: 844
- Водоизмещение: 15600 т
- Размерения: 148x23x8
- Запас хода: 6500 км (3500 миль) при 15 узлах
- Бронирование: 178—102 мм (7—4″) пояс, барбеты и башни
- Вооружение: четыре 305-лам (1 2й) и восемь 203-лам (8″) орудий
- Силовая установка: двухвальная турбина
- Скорость: 21 узел
«Исе»
Спущенный на воду в 1916 году, «Исе» представлял собой улучшенный вариант линкоров предшествующей серии «Фусо» и нес еще две башни в районе миделя. В период между Первой и Второй Мировыми войнами корабль был модернизирован, в 1937 году его корму удлинили на 7,6 м. После больших потерь в авианосцах, которые японский флот понес в сражении у Мидуэя в июне 1942 года, в 1943 году «Исе» и однотипный с ним «Хиута» были перестроены в некие гибриды линейного корабля и авианосца. Две кормовых башни сняли, на их месте на квартердеке были установлены ангар и полетная палуба. Теперь каждый линкор нес по 22 гидросамолета, из-за недостатка места они запускались с катапульты, садились на воду и поднимались на борт краном. «Исе» принимал участие в сражениях у Мидуэя и в заливе Лейте. Подорвавшись на минах, выставленных американскими самолетами, корабль получил серьезные повреждения и был выведен из боевого состава. В июле 1945 года линкор был потоплен в порту Куре во время двухдневного авианалета, тогда же погибли линкоры «Хиута», «Харуна» и авианосец «Амаги». В 1946 году «Исе» был поднят и разобран на металл.
- Страна: Япония
- Экипаж: 1376 как линкор, 1463 как авианосец
- Водоизмещение: 35800 т (на 1937 год)
- Размерения: 216×31,7×9,2
- Запас хода: 9450 миль при 16 узлах
- Бронирование: 305—127 лам (12—5″) пояс, 356—305-мм башни, 120—83 мм палуба
- Вооружение: двенадцать 356-мм (14″) и двадцать 140-мм (5,5″) орудий
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 80000 л.с.
- Скорость: 25 узлов
«Конго»
К созданию завершенного в 1912 году «Конго» и однотипных с ним «Хиеи», «Харуна» и «Кирисима» японцев подтолкнуло появление в Великобритании быстроходных линейных крейсеров, причем сам «Конго» строился на британской верфи. Позже все корабли этого типа были перестроены с учетом опыта Первой Мировой войны и морских соглашений двадцатых-тридцатых годов: были установлены противоторпедные були и усилено палубное бронирование. Благодаря улучшению силовой установки, скорость кораблей при этом удалось увеличить, доведя ее до 30 узлов. Все четыре корабля погибли во время Второй Мировой войны. «Конго» был торпедирован американской подводной лодкой «Си Лайон» в ноябре 1944 года. «Хиеи» и «Кирисима» погибли в боях за Гуадалканал, причем в первый из них попали 50 снарядов и одна бомба с бомбардировщика В-17, а также две торпеды, сброшенные с самолетов из авиагруппы авианосца «Энтерпрайз». «Харуна» был потоплен американскими самолетами в порту Куре в июле 1945 года.
- Страна: Япония
- Экипаж: 1221
- Водоизмещение: 27500 т
- Размерения: 215,2x28x8,4
- Запас хода: 14800 км (8000 миль) при 14 узлах
- Бронирование: 203—76 мм (8*) пояс, 229 мм (9″) башни, 57 мм палубо
- Вооружение: восемь 356-мм (14″), и шестнадцать 152-мм (6″) орудий
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 64000 л.с 27,5 узла
- Скорость: 27,5 узла
«Микаса»
Построенный в 1902 году, «Микаса» стал последним броненосцем, введенным в строй по принятой в 1896 году программе увеличения Императорского флота. Во время русско-японской войны 1904-05 годов он был флагманом вице-адмирала Того. В феврале 1904 года при бомбардировке Порт-Артура броненосец получил три попадания снарядами крупного калибра, а, в августе того же года во время боя в Желтом море «Микаса» вновь был поврежден артиллерийским огнем, получив 22 попадания. В ходе Цусимского сражения 27 мая 1905 года броненосец получил еще более серьезные повреждения — в него попало 32 снаряда. 12 сентября того же года, находясь на стоянке в Сасебо, «Микаса» затонул после взрыва боеприпасов в кормовом погребе, при этом погибло 114 человек. Однако броненосец был поднят и в августе 1906 года вновь введен в строй. В 1921 году его переквалифицировали в корабль береговой обороны, а в 1923 году, когда он сел на мель, списали окончательно. Сегодня «Микаса» является постоянно действующим мемориальным музеем как последний уцелевший броненосец той эпохи.
- Страна: Япония
- Экипаж: 830
- Водоизмещение: 15140 т
- Размерения: 131,7×23,2×8,2
- Запас хода: 6400 миль при 10 узлах
- Бронирование: 229—102 мм (9—4й) пояс, 356—203 мм (14—8″) башни, 51 мм палуба, 76 мм скосы
- Вооружение: четыре 305-мм (12″) и четырнадцать 152-мм (6″) орудий
- Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 16300л.с.
- Скорость: 18,5 узла
«Синано»
На момент окончания постройки «Синано» был крупнейшим авианосцем в мире, но его боевой путь оказался и самым коротким среди кораблей этого класса. 29 ноября 1944 года авианосец был торпедирован и потоплен американской подводной лодкой «Арчерфиш». Первоначально «Синано» строился как линкор типа «Ямато», но после тяжелых потерь в авианосцах в битве у Мидуэя японцы перестроили его во вспомогательный авианосец с огромными трюмами для транспортировки топлива, снаряжения и самолетов, столь необходимых японским экспедиционным войскам. Одноярусный ангар имел 168 метров в длину, собственная авиагруппа авианосца состояла из 40—50 самолетов, размещавшихся в носу, а транспортируемые самолеты находились в корме. Погиб «Синано», направляясь в Куре для окончательного дооборудования. Это явилось несомненным доказательством того, что битва у Мидуэя действительно стала поворотным пунктом в войне на Тихом океане. Впоследствии отсутствие у Японии сильных авианосных сил привело к крушению японских надежд на новые завоевания.
- Страна: Япония
- Экипаж: 2400
- Водоизмещение: 64800 т (стандартное)
- Размерения: 256×36,6х 10,3
- Запас хода: 18520 км (10000 миль) при 18 узлах
- Бронирование: 205-мм (8,1″) пояс, до 102 мм (3,1 “) полетная палуба, 200 мм ангарная палуба
- Вооружение: шестнадцать 127-мм (5*) универсальных орудий, 45 трехствольных 25-мм автоматов, 12 многоствольных пусковых установок 120-мм неуправляемых зенитных ракет, 47 самолетов
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 150000 л.с.
- Скорость: 27 узлов
«Цукуба»
Корабль «Цукуба» был заложен в 1904 году для замены одного из двух эскадренных броненосцев, потерянных во время войны с Россией. Корабль строился на военно-морской верфи в Куре и первоначально классифицировался как броненосный крейсер. Но к моменту завершения корабля в 1907 году для японского флота уже строились более мощные линейные крейсера, и в 1921 году однотипный с «Цукуба», «Икома» был переквалифицирован в крейсер первого класса. «Цукуба» до этого времени не дожил — в январе 1917 года, когда крейсер находился в заливе Йокосука, в его погребах возник пожар, и он взорвался, унеся с собой в пучину 305 жизней. Позднее его подняли в разобрали на металл.
В 1914 году в составе 1-й эскадры южных морей японского Императорского флота «Цукуба» участвовал в поисках немецкой эскадры под командованием адмирала фон Шпее, замеченной восточнее Маршалловых островов. Но адмирал фон Шпее ушел от преследователей и в ноябре 1914 года вышел победителем в сражении у Коронеля; впрочем, 8 декабря 1914 года он был разгромлен и погиб у Фолклендских островов.
- Страна: Япония
- Экипаж: 879
- Водоизмещение: 14000 т
- Размерения: 137x23x8
- Запас хода: 7400 км (4000 миль) при 14 узлах
- Бронирование: 178—102 мм (7—4″) пояс, 178 мм (7″) барбеты и башни, 51 мм палуба
- Вооружение: четыре 305-мм (12″), двенадцать 150-мм орудий и двенадцать 120-мм орудий
- Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 21000 л.с.
- Скорость: 20,5 узла
«Дзюйкаку»
Авианосцы «Дзюйкаку» и «Секаку» были значительно крупнее предыдущих японских авианосцев, лучше вооружены и бронированы, и несли к тому же гораздо больше самолетов. На полетную палубу длиной 240 и шириной 30 метров вели три подъемника. «Секаку» и «Дзюйкаку» входили в авианосную группу, самолеты которой в декабре 1941 года атаковали Перл-Харбор. Впоследствии эти корабли принимали участие во всех крупных сражениях Тихоокеанской войны — у Явы, Цейлона, Восточных Соломоновых островов, островов Санта-Крус, боях в Филиппинском море и заливе Лейте. Название «Дзюйкаку» означает «Везучий журавль». Однотипный с ним «Секаку» («Счастливый журавль») был потоплен в июне 1944 года американской подводной лодкой «Кавалья». Сам «Дзюйкаку» погиб 25 октября 1944 года в бою у мыса Энганьо в заливе Лейте.
- Страна: Япония
- Экипаж: 1660
- Водоизмещение: 25675 т (29800 т полное)
- Размерения: 250x26x8,8
- Запас хода: 18000 км (9700 миль) при 18 узлах
- Бронирование: 215 мм пояс (+ до 75 мм ПТП), 25 мм ангарная палуба, а также полетная палуба в носу, 170 мм палуба в районе машин и погребов
- Вооружение: шестнадцать 127-мм (5″) орудий, 72 самолета
- Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 165000 л.с.
- Скорость: 34 узла
*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г