korabl

«Екатерина II»

Обширная территория России означала разделение русского флота на крупные эскадры в Балтийском и Черном морях и на Тихом океане. До 1870-х годов основными кораблями русского флота были крейсеры, которые использовались на торговых путях; усиление международной роли России привело к постройке линейных кораблей. Броненосец «Екатерина II», построенный для Черноморского флота, был одним из первых больших кораблей, оснащенных паровыми машинами тройного расширения. Все четыре корабля этой серии имели по шесть орудий главного калибра, расположенных в барбете в средней части корабля. В 1906 году «Екатерина II» была переоборудована в броненосец второго класса, а годом позже стала кораблем-мишенью. В 1907 году корабль был потоплен во время учебных стрельб у Тендровской косы.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 674
  • Водоизмещение: 11048 т
  • Размерения: 100,9×21х8,5
  • Запас хода: 2500 км (1350 миль) при 12 узлах
  • Бронирование: 400—203 мм (16—8″) пояс, 305 мм (12″) барбет, 57 мм палуба
  • Вооружение: шесть 305-мм (12″) и семь 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения
  • Скорость: 16 узлов

«Гангут»

Заложенный в 1889 году, броненосец «Гангут» был завершен постройкой только в 1894 г. Он нес 305-мм (12”) орудие в носовой башне; в центральной батарее располагались четыре 229-мм (9”) пушки, защищенные 127-мм (5”) броней. Два 152-мм (6”) орудия были расположены за башней и могли вести огонь прямо по носу. При возвращении со стрельб в 1897 году «Гангут» налетел на необозначенную на карте скалу и затонул. Небольшие размеры броненосца объяснялись тем, что он предназначался для несения службы в мелководном Балтийском море.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 521
  • Водоизмещение: 6590 т
  • Размерения: 88,3×18,9×6,4
  • Запас хода: 4600 км (2500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 400—254 мм (16— 10″) пояс, 229— 178 мм (9—7″) барбеты,
  • 127 мм (5″) казематы, 75 мм палуба
  • Вооружение: одно 305-мм (12″), четыре 229-мм (9″), четыре 152-мм (6″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная компаунд-машина
  • Скорость: 14,7 узла

«Гангут» II

Спущенный на воду в 1911 году, «Гангут» и три однотипных с ним корабля стали первыми русскими дредноутами. Контракт на строительство выиграла компания «Блом унд Фосо из Гамбурга, но Российское правительство отказалось финансировать постройку, если корабли будут строиться не в России53. Поскольку российская промышленность не могла обеспечить производства мягкой стали в необходимом объеме, при постройке был применен особый метод (как на итальянском «Данте Алигьери»). Строительство затянулось, и к 1914 году корабль еще не был готов, хотя уже морально устарел54. (Но его орудия все еще оставались самыми длинными в мире).
В 1925 году корабль переименовали в «Октябрьскую Революцию». В ходе финской войны этот линкор обстреливал береговые позиции финнов. В сентябре 1941 года, линкор был сильно поврежден шестью бомбами, которые сбросили пикирующие бомбардировщики Ю-8755. В апреле 1942 г. в корабль попали еще четыре бомбы. После войны, в 1956—59 гг., «Гангут» был разрезан на металл.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 1126
  • Водоизмещение: 23290 т
  • Размерения: 181x27x8,5
  • Запас хода: 1625 миль на 16 узлах
  • Бронирование: 225—125 мм пояс, (+ 50 мм ПТЗ), 203—127 мм (8—5″) башни, 203 мм (8″), палуба 75 мм
  • Вооружение: двенадцать 305-мм (12″) и шестнадцать 120-мм (4,7) орудий
  • Силовая установка: четырехвальный агрегат мощностью 42000 л.с.
  • Скорость: 23 узла

«Генерал-адмирал Апраксин»

general-admiral
благодаря которому можно было стрелять в направлении противоположного борта.

Корабль «Генерал-адмирал Апраксин», спущенный на воду в 1896 году, принадлежал к серии из трех броненосцев береговой обороны, предназначенных для службы в Балтийском море.
Броневой пояс защищал только половину длины корабля. В феврале 1905 года этот корабль ушел на Дальний Восток в составе 2-й Тихоокеанской эскадры, а 28 мая сдался японцам после сражения в Цусимском проливе, которое завершилось одной из самых грандиозных побед в военно-морской истории. Японцы потопили шесть русских броненосцев и захватили три других, потеряв при этом только три миноносца. «Генерал-адмирал Апраксин» вошел в состав японского флота под названием «Окиносима». В 1926 он был сдан на слом.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 404
  • Водоизмещение: 4440 т
  • Размерения: 84,6×15,8×5,2
  • Запас хода: 4800 км (2600 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 254—102 мм (10—4″) пояс, 178 мм башни, 25-51 мм палуба
  • Вооружение: три 254-мм (10″), четыре 120-мм (4,7″) орудия
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 5700 л.с.
  • Скорость: 15 узлов

«Император Павел» I

Корабль «Император Павел I» был заложен в апреле 1904 года, но строительство было приостановлено из-за необходимости учесть опыт русско-японской войны 1904-05 годов. Полностью бронированный корабль имел гладкую палубу. В надстройке располагались шесть 203-мм (8”) и все 120-мм (4,7”) орудия, двухорудийные башни с такими же 203-мм (8”) орудиями стояли по углам надстройки. 305-мм (12”) пушки главного калибра размещались в башнях. Во время Первой Мировой войны «Император Павел I» действовал на Балтике. Балтийское море, где действовал этот броненосец, был ареной многих ожесточенных морских сражений Первой Мировой, поскольку Россия пыталась оспорить господство Германии в этом регионе. В большинстве боев с немецкой стороны участвовала 3-я эскадра Флота Открытого моря. После революции 1917 года корабль был переименован в «Республику», а в 1923 году разобран.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 933
  • Водоизмещение: 16650т
  • Размерения: 140,2×24,4×8,5
  • Запас хода: 2000 миль при 12 узлах
  • Бронирование: 127—216 мм (5—8,5″) пояс, 203—254 мм башни главного калибра, до 178 мм башни среднего калибра, 127 мм казематы, до 90 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″), четырнадцать 203*мм (8м), двенадцать 120-мм (4,7″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 18600 л.с.
  • Скорость: 18,5 узла

«Киев»

Корабль «Киев» стал первым советским авианосцем с полной полетной палубой и специально сконструированным корпусом. Он был заложен в сентябре 1970 года на Черном море в Николаеве. В строй корабль вступил в мае 1975 года. Полетная палуба на нем угловая, большая часть вооружения расположена в носовой части — противокорабельные, зенитные и противолодочные ракеты. На корабле установлены 24 ракеты типа SS-N-12. Надстройка смещена на левый борт, на ней размещено радарное оборудование. В советском ВМФ относился к классу авианесущих крейсеров; весной 1976 года этот корабль совершил переход через Средиземное море и вошел в состав Северного флота. Авиагруппа «Киева» состоит из истребителей-бомбардировщиков с вертикальным взлетом/посадкой Як-38 и противолодочных вертолетов. Другие корабли типа «Киев» носят названия «Минск», «Новороссийск» и «Баку».

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 1700
  • Водоизмещение: 32000 т (полное 43200 т)
  • Размерения: 273×31 (51,3)х11,5
  • Запас хода: 7160 миль при 18 узлах
  • Бронирование: 100 мм (4″) полетная палуба, 50 мм (2″) пояс
  • Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Базальт» (16 ракет), 4 ПУ зенитных ракет «Шторм» (96 ракет), четыре 76,2-мм (3″) и 8 шестиствольных 30-мм автоматов, две ПУ ракет ПЛО, двенадцать реактивных бомбометов, 16 самолетов и 18 вертолетов
  • Силовая установка: четырехвальная турбина мощностью 142000 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Князь Пожарский»

Построенный в 1870 году, «Князь Пожарский» стал первым русским броненосцем, действовавшим на Тихом океане. Он был заложен в 1864 году и, в отличие от других кораблей этой серии, был спроектирован как крейсерский броненосец и устойчивая артиллерийская платформа. Для увеличения дальности действия корабль нес большое число парусов. В 1884—86 годах «Князя Пожарского» модернизировали: на верхней палубе по носу и по корме были установлены два 152-мм (6”) орудия, а 203-мм (8”) орудия на батарейной палубе заменили 229-миллиметровыми (9″). После службы на Тихом океане броненосец в 1880 году был переведен на Балтийское море, где после ремонта стал учебным кораблем. В 1892 году его переквалифицировали в крейсер первого класса, а в 1906 г. — снова в учебный корабль. Название свое корабль получил в честь князя Дмитрия Михайловича Пожарского (1578—1642), который с успехом вел войну против Польши. В 1907 году бывший фрегат пошел на слом.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 455
  • Водоизмещение: 5200 т
  • Размерения: 83x15x7,4
  • Запас хода: 6000 км (3250 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 114-мм (4.5″) железная броня пояса и батареи
  • Вооружение: восемь 203-мм (8″)и два 152-мм (6″) орудия, 2,4-метровый таран
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина мощностью 4000 л.с.
  • Скорость: 11,7 узла

«Князь Суворов»

Спущенный на воду в 1902 году и завершенный постройкой в 1904 г., броненосец «Князь Суворов» был флагманом русской эскадры в Цусимском сражении в мае 1905 года и был потоплен японскими торпедами. Броненосец входил в число пяти кораблей класса «Бородино». Два других корабля этой серии, «Бородино» и «Александр III», также были потоплены у Цусимы, а «Орел», сдавшийся японцам, позднее был переименован в «Ивами». Последний корабль этого типа, «Слава», не был достроен вовремя и поэтому не разделил печальную судьбу остальных. Направляясь на Дальний Восток, русские корабли в Северном море открыли огонь по британским траулерам, ошибочно приняв их за японские минные катера. Пока этот инцидент не уладили дипломаты, гарнизон Гибралтара был переведен в состояние полной боевой готовности, а 28 английских броненосцев стояли наготове к выходу в море для перехвата и уничтожения российской Тихоокеанской эскадры.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 835
  • Водоизмещение: 14420 т (полное)
  • Размерения: 121x23x8,5
  • Запас хода: 12300 км (6624 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 254—102 мм пояс, 254 мм башни главного калибра, 152 мм башни среднего калибра, 57—94 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и двенадцать 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 16000 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Кремль»

Пять кораблей класса «Первенец», в число которых входил и «Кремль», стали основой российского броненосного флота. Два из них были почти идентичны «Кремлю», а один, «Первенец», был спроектирован Джорджем Макроу и построен в Англии. «Кремль», Заложенный в 1864 году и вступивший в строй в 1866 г., представлял собой железный батарейный броненосец с полным парусным вооружением шхуны. Силовая установка, взятая со старого деревянного линкора, развивала мощность в 1630 л.с. Перед тем как пойти на слом в 1905 году, «Кремль» был учебным кораблем артиллеристов. Подобно Австрии, Россия в середине XIX века была в основном сухопутной державой, и нужды ее флота подчинялись интересам армии. Тем не менее, в России еще в начале 1861 года два деревянных линейных корабля переделали в броненосцы. А через три года в Англии были заказаны первые два русских броненосных корабля специальной постройки — «Первенец» и однотипный с ним « Не-Тронь-Меня».

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 395
  • Водоизмещение: 3950 т
  • Размерения: 67,6x16x5,9
  • Запас хода: 2780 км (1500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 114-мм железный пояс, 140-мм батарея
  • Вооружение: 24 гладкоствольных 196-мм пушки (с 1875 года — 16 казнозарядных 203-мм орудий, и две 196-мм пушки)
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина
  • Скорость: 9 узлов

«Москва»

Корабль «Москва» стал первым вертолетоносцем, построенным для советского ВМФ. Заложен корабль был в 1962 году и завершен в 1967 г. «Москва» призвана была противостоять растущей угрозе со стороны американских ядерных подводных ракетоносцев, появившихся в 1960 году, и предназначалась для их обнаружения и уничтожения. Но когда «Москва» и «Ленинград» вступили в строй, они оказались уже неспособны противодействовать американским подводным лодкам как из-за увеличившегося числа субмарин, так и из-за их возросших боевых качеств, поэтому программа строительства вертолетоносцев была отменена. Эти корабли, по советской классификации — ПКР (противолодочные крейсера), оказались недостаточно мореходными в плохую погоду. «Москва» имеет массивный блок возвышающихся над корпусом надстроек, где размещаются основные системы вооружения и огромный сонарный комплекс. В настоящее время корабль все еще находится в боевом составе, а однотипный с ним «Ленинград» исключен из списков флота в 1991 году.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 850
  • Водоизмещение: 14900 т (17500 т полное)
  • Размерения: 189x34x8,1
  • Запас хода: 15000 миль при 13,5 узлах
  • Бронирование: 102-мм (4″) палуба, 51 -мм (2″) надстройка
  • Вооружение: одна спаренная ПУ зенитных ракет «Вихрь» и одна спаренная ПУ противолодочных ракет «Шторм», два 12-трубных реактивных бомбомета, два двухорудийных 57-мм автомата, 14 вертолетов Ка-25
  • Силовая установка: двухвальная турбина мощностью 90000 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

«Наварин»

За основу проекта «Наварина» были взяты удачные английские броненосцы типа «Нил». Заложили «Наварин» в Санкт — Петербурге в 1889 году. В средней части корабля была установлена прямоугольная надстройка, по бортам которой размещались 152-мм (6”) орудия, защищенные 127-мм (5”) броней. 305-мм орудия главного (12”) калибра стояли в двухорудийных бронированных башнях спереди и позади надстройки. Корабль обладал хорошей защитой, центральную часть корпуса надежно прикрывал главный броневой пояс. Поверх броневого пояса корпус закрывала 76-мм (3”) бронепалуба. «Наварин» принял участие в Цусимском сражении в мае 1905 года, когда русский флот был уничтожен японским. На следующий день после боя, 28 мая 1905 года, попытался прорваться во Владивосток, но был торпедирован японскими эсминцами. «Наварин» затонул, унеся с собой множество человеческих жизней. Свое название корабль получил в честь битвы у Наварина в 1827 году, в которой флот союзников разгромил турок.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 622
  • Водоизмещение: 10200 т
  • Размерения: 103×20,4×8,5
  • Запас хода: 5650 км (3050 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 407—203 мм (16—8″) пояс, 305-мм (12″) башни, 127-мм (5″) каземат, 75 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и восемь 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 9000 л.с.
  • Скорость: 16 узлов

«Петр Великий»

Корабль «Петр Великий» был широкобортным башенным броненосцем с железным корпусом, высота его надводного борта составляла всего 2,4 м. Броневой пояс простирался по всей длине корабля, но в полном грузу опускался ниже уровня воды. 175-мм (7”) плиты бортового бронирования прокладывались слоем древесины толщиной 550 мм. Завершенный строительством в 1872 году, броненосец в 1881 году во время ремонта получил новые машины, а в 1905—06 годах был капитально перестроен. После революции 1917 года броненосец, названый «Баррикада», в качестве учебного корабля артиллеристов входил в состав Балтийского флота.
В 1922 году он был разобран на металл. Революция в России значительно снизила боеготовность флота, особенно пострадали большие корабли, которые стали полностью небоеспособны. Вместо офицеров, убитых или перешедших на сторону белогвардейцев, кораблями командовали бывшие матросы и старшины. Многие корабли, оставшиеся в руках белых, в конце Гражданской войны ушли в Тунис.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 432
  • Водоизмещение: 9665 т
  • Размерения: 103,5×18,9×8,2
  • Запас хода: 3700 км (2000 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 356 мм (14″) железный пояс, цитадель и башни, до 75 мм палуба .
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) пушки и две 229-мм мортиры
  • Силовая установка: двухвальная горизонтальная паровая машина с обратной передачей мощностью 8200 л,с.
  • Скорость: 12 узлов

«Победа»

Корабли «Победа», «Пересвет» и «Ослябя» стали первыми русскими кораблями, на которых были установлены скорострельные орудия. В высокой надстройке на двух уровнях размещалась артиллерия вспомогательного калибра. В 1903 году, как раз перед войной с Японией, «Победа» вошла в состав Тихоокеанской эскадры. В феврале 1904 года в Порт-Артуре корабль был незначительно поврежден огнем вражеской артиллерии; в апреле 1904 года броненосец подорвался на мине, но остался на плаву — его защитили угольные бункеры и внутренняя броня. 10 августа в бою в Желтом море «Победа» выдержала 11 попаданий, а в октябре—ноябре в нее вновь попал снаряд береговой батареи. В декабре 1904 года после 30 попаданий 280-мм (11”) снарядов броненосец затонул, но в 1905 году японцы подняли его и включили в состав императорского флота под названием «Суво». В 1922 году корабль был исключен из списков флота и в 1946 году разобран.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 757
  • Водоизмещение: 12670 т
  • Размерения: 133×21,7×8
  • Запас хода: 11400 км (6200 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 229—178 мм (9—7″) пояс, 229—203 мм (9-8″) башни, 127-мм (5″) казематы, 76—51 мм палуба
  • Вооружение: четыре 254-мм (10″), одиннадцать 152-мм (6″) и двадцать 7 5-мм (3″) орудий
  • Силовая установка: трехвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 15440 л.с.
  • Скорость: 18,5 узла

«Ретвизан»

Корабль «Ретвизан» был единственным крупным русским кораблем, построенным на американских верфях, и его конструкция была стандартной для американских броненосцев, имевших гладкую палубу и центральную надстройку. В 1904 году во время русско-японской войны он был торпедирован в Порт-Артуре. Тогда броненосец остался на плаву, но в сражении в Желтом море получил несколько пробоин и затонул. Вскоре после падения Порт-Артура «Ретвизан» был поднят японцами и переименован в «Хизен». Японский флот использовал его как корабль-мишень, и окончательно броненосец был потоплен в 1924 году. Количественно русский флот на Дальнем Востоке и японский флот отличались ненамного, но японцы господствовали над подходами к Порт-Артуру и Владивостоку. В ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, без формального объявления войны, японские миноносцы атаковали Порт-Артур, им удалось повредить два броненосца (в том числе «Ретвизан») и один крейсер. Неделей позже японские войска осадили русскую военно-морскую базу. Так началась русско-японская война, завершившаяся разгромом русского флота у Цусимы.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 738
  • Водоизмещение: 12780 т
  • Размерения: 117,8x22x7,9
  • Запас хода: 8000 миль при 10 узлах
  • Бронирование: 229 — 127 мм (9—5″) пояс, 229—203 мм (9—8″) башни, 127 мм казематы, 51 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) двенадцать 152-мм (6″) и двадцать 75-мм орудий
  • Силовая установка: двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 17000 л.с.
  • Скорость: 18 узлов

«Севастополь»

Первый русский океанский броненосец «Севастополь» был заложен в 1860 году как деревянный небронированный фрегат с двадцатью восемью 60-фунтовыми пушками. В 1862 году началась его перестройка в броненосец, а в 1865 году корабль был полностью завершен. Бронированная батарея длиной 60 м располагалась в средней части корпуса, еще две 203-мм (8”) пушки стояли на верхней палубе. По всей длине батареи проходила бронированная переборка. Из боевого состава «Севастополь» был исключен в 1880-х годах. Он был одним из двух деревянных кораблей, перестроенных в броненосцы, а уже за ними последовали первый российский броненосец специальной постройки «Первенец» и более совершенные броненосные корабли, в том числе фрегаты «Пожарский», «Минин» и «Генерал-адмирал». В этот период русские кораблестроители создали несколько передовых проектов, включая проект круглого броненосца конструкции А.А. Попова.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 607
  • Водоизмещение: 6130 т
  • Размерения: 89,9×15,8×7,9
  • Запас хода: 4600 км (2500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 114 мм (4,5″) железные плиты на бортах и батарее
  • Вооружение: шестнадцать 203-мм (8м) и одно 152-мм (6″) орудия
  • Силовая установка: одновальная горизонтальная паровая машина обратного хода
  • Скорость: 12 узлов

«Цесаревич»

Строительство «Цесаревича» было частью программы развития русского флота 1898 года. Корабль был заложен во Франции, в Тулоне, в июне 1899 года и завершен постройкой в 1903 году. Конструкции «Цесаревича» были типичны для французских кораблей того времени — «округлый» корпус с сильным завалом бортов и высокая надстройка. «Цесаревич» был включен в состав русского Тихоокеанского флота и нес флаг контр-адмирала Витгефта, командовавшего 1-й тихоокеанской эскадрой. 9 февраля 1904 года броненосец был поврежден при внезапной атаке японцами Порт-Артура. 7 августа того же года он был опять поврежден в Порт-Артуре огнем осадных батарей, а тремя днями позже, во время боя в Желтом море, в него попало 15 японских снарядов, при этом был убит контр-адмирал Витгефт. Позже корабль был интернирован в китайском порту Циндао. Во время Первой Мировой войны «Цесаревич» воевал на Балтийском море, участвовал в бою с германским линкором «Кронпринц». После революции корабль был переименован в «Гражданин», а в 1922 году его разобрали на металл.

  • Страна: Россия
  • Экипаж: 782
  • Водоизмещение: 12915 т
  • Размерения: 118,5×23,2×7,9
  • Запас хода: 10200 км (5500 миль) при 10 узлах
  • Бронирование: 250—160-мм пояс (+ 40 мм противоминная переборка), 250 мм башни и барбеты, 150 мм (6″) башни среднего калибра, 90 мм палуба
  • Вооружение: четыре 305-мм (12″) и двенадцать 152-мм (6″) орудий
  • Силовая установка: двухвальная паровая машина тройного расширения мощностью 16500 л.с.
  • Скорость: 18,8 узла

*Линейные Корабли и Авианосцы. Энциклопедия военной техники. Издательство АСТ москва-2000г